Выращивание птицы
Добавлено: 11 мар 2008, 12:23
[shadow=red]Я попытался нарыть инфу по выращиванию птицы, а получился общий обзор птицеводческой промышленности и маркетинга мяса птицы. Предлагаю его Вашему вниманию.[/shadow]
------------------------------------------------------------------------------------
РЫНОК МЯСА КУРИЦЫ ЕЩЕ НЕ СФОРМИРОВАН
Потребление курицы (во всяком случае, куриных окорочков) в нашей стране вполне сопоставимо с потреблением мяса. Однако до сих пор на этом рынке нет ни одного популярного бренда.
Курица - универсальный продукт, пригодный и для ежедневного употребления, и для праздничного стола. По мнению потребителей, покупка курицы - возможность решить одновременно ряд вопросов, связанных с обеспечением нужд семьи.
Выбор между мясом курицы и мясом какой-либо другой птицы, как видно из таблицы, совершается в пользу курицы. Предпочтения российских потребителей вполне объяснимы: мясо индейки отличается специфическим вкусом, мясо гуся или утки отличается повышенной жирностью. К тому же, если на основе мяса этих птиц и можно приготовить более 5-6 блюд, то в большинстве случаев россияне об этом не осведомлены. Поэтому курица обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другой птицей. С точки зрения россиян, мясо курицы - легкое, поэтому оно пригодно для диетического питания; отварная курица - компонент многих диет, поэтому подходит для сторонников здорового образа жизни и желающих похудеть. Курица - одновременно и традиционная еда, и основа для приготовления каких-либо блюд других национальных кухонь (сациви, окорочка по-мексикански и т. д.). Ее можно использовать как для простейших блюд, не требующих особых затрат и усилий, так и для кулинарных экспериментов.
Наибольшей популярностью пользуются в нашей стране куриные окорочка. Потребители мотивируют свои предпочтения потребления курицы именно в таком виде тем, что окорочка более удобны в приготовлении. Во-первых, куриная ножка, по традиции, считается наиболее лакомой и привлекательной частью курицы; во-вторых, покупая окорочка, домохозяйки избавляются от хлопот, связанных с разделкой тушки. В-третьих, покупка окорочков позволяет либо точно рассчитать количество порций, либо приготовить еду с учетом вкусов всех членов семьи. Целиком куриную тушку покупают, как правило, либо домохозяйки с экономной стратегией ведения хозяйства, либо в исключительных случаях - для праздничного стола.
В первом случае покупка куриной тушки - возможность приготовить несколько блюд одновременно, во втором – блеснуть кулинарными талантами. При выборе между импортной и отечественной птицей россияне отдают безусловное предпочтение продукции отечественных производителей. К курам импортных производителей россияне относятся настороженно. Куры отечественных производителей обладают, по мнению потребителей, более привлекательным внешним видом, они более свежие и не вызывают ощущения ненатуральности. Вообще, внешний вид курицы является основным фактором выбора куриной тушки: по нему потребители судят о качестве. Требования к внешнему виду тушки можно сформулировать так: «идеальная» курица должна быть светлой, розоватого цвета, без синевы и желтизны.
Такой цвет тушки дает представителям целевой группы ощущение свежести продукта. Конкурентным преимуществом отечественных производителей на рынке является и присутствие в ассортименте не только замороженной, но и охлажденной продукции, поскольку охлажденное мясо (в том числе и мясо кур) традиционно считается лучшим. Следует учесть и тот факт, что курица, как и мясо, относится к продуктам с ограниченным сроком хранения, поэтому продукция местных производителей вызывает большее доверие.
------------------------------------------------------------------------------------
РЕДКАЯ ПТИЦА ДОЛЕТИТ ДО СЕРЕДИНЫ РОССИИ
ГАП «Ресурс» - одна из крупнейших компаний по выращиванию и переработке мяса курицы в России. Она появилась всего 3 года назад, но уже успела занять значительную долю рынка в своем сегменте. О том, как удалось добиться таких результатов, рассказывает генеральный директор группы агропредприятий Сергей Белопашенцев.
- Сергей Адольфович, за последние полтора года объем производства продукции Вашей компании вырос почти в 5 раз. Связано ли это с выбором вертикально-интегрированной структуры построения бизнеса и с объединением предприятий?
- Объединение было единственно возможным условием развития.
Рентабельность предприятий на тот момент не перекрывала инфляцию, не позволяла вкладываться в развитие производства, а нестабильная ситуация с ценами на зерно и кормами держала большинство фабрик в состоянии, близкому к кризисному.
Было понятно, что ключ к повышению рентабельности - это создание эффективной структуры управления, объединяющей усилия нескольких предприятий, наличие собственной сырьевой базы, внедрение новых технологий выращивания и переработки птицы. Что дало нам объединение? Первое - это резкое снижение трансакционных издержек; второе - полный контроль над всеми звеньями в производственной цепочке, третье - максимально возможный контроль за качеством той продукции, которую покупатель кладет в свою сумку в торговой точке. Вопросы создания управленческой системы и технологической базы мы решали параллельно. Произвели реорганизацию управленческой структуры, создав управляющую компанию. Чтобы не снизить эффективность управления технологическими процессами, выделили бизнес-направления. Получилась достаточно сложная управленческая матрица, при которой инвестиционная, финансовая, маркетинговая и кадровая политики на каждом из предприятий унифицированы.
И при этом осуществляется полный оперативный контроль над всеми звеньями производственных циклов. Затем мы переподчинили производство маркетингу - для создания объема и ассортимента продукции, который нужен клиентам. Качество конечного продукта определяется многими факторами, в том числе и качеством живого поголовья. Поэтому мы перевели племенную работу на линию кросс Ross-308 известной шотландской фирмы AVIAGEN, создали свое родительское стадо.
Затем мы поэтапно реконструировали племенные и бройлерные хозяйства: срок выращивания бройлеров теперь не превышает 42 дней. Параллельно увеличивали объем переработки: оснастили птицеперерабатывающий комплекс в Майкопе современными линиями потрошения, разделки и глубокой переработки продукции, а также установили автоматическое оборудование для взвешивания, упаковки и маркировки продукции.
- Какую продукцию для конечного потребителя вы производите?
- Мы производим тушку курицы и ее части. Рынок разделки птицы в России составляет приблизительно около трети общего объема продукции, производимого отечественными птицефабриками. Поэтому сегмент «разделки» точно так же зависит от импорта, как и весь российский рынок мяса птицы. Основной конкурент для российских производителей в этом сегменте - американский окорок, который до сих пор пользуется спросом у наших потребителей. Причины успеха - потребительская привычка, поскольку окорочка - один из первых доступных продуктов из мяса птицы, который появился на постсоветском пространстве. Для того чтобы эффективно продавать и тушку, и разделку, необходимо учитывать несколько факторов: например, сезонность.
И изменять процентное соотношение тушка-разделка несколько раз в год. К примеру, если к середине года соотношение может быть равным, то в конце увеличивается потребление разделки. Это связано с тем, что в холодное время года люди стараются покупать больше мяса, но не всегда есть время готовить целую курицу.
Количество членов семьи - это второй фактор. В Центральном федеральном округе семьи небольшие, там покупают уже разделанную курицу. В Южном федеральном округе, где состав семьи, по традиции, больше, пользуется спросом целая курица. Увеличение популярности разделки объясняется еще и тем, что повышается уровень дохода россиян. Увеличение платежеспособности меняет потребительские предпочтения: люди чаще выбирают не замороженное, а охлажденное мясо, уже разделанное на окорок, бедро, голень, грудку, филе. В среднем, процент спроса на охлажденную разделанную продукцию выше процентов на 15-20, чем на замороженную.
- Вы подошли к тому этапу, когда остро встает проблема реализации продукции...
- До 2004 г. весь объем производимой продукции мы реализовывали через крупные оптовые компании. Как я уже сказал, за последние полтора года мы резко - практически в 5 раз - увеличили объем производимой продукции. Решение о создании собственной дистрибьюторской сети было принято после оценки существующих каналов сбыта и перспектив их развития.
В оптовых каналах сбыта невозможно выявить конечного потребителя, поэтому и нет возможности осуществлять коммуникации с потребителем. А в контролируемых каналах, к которым мы относим сетевую розницу, предприятия HoReCa, розничные магазины, поставщик имеет возможность не только продавать, но и продвигать свою продукцию, стимулируя покупательский спрос.
Работая с оптовиками даже по небольшим объемам продукции, мы пришли к выводу, что оптовик заинтересован в максимально быстрой отдаче от своих вложений и в максимальной марже. Контролируемые каналы сбыта заинтересованы в максимально долгом и комфортном сотрудничестве.
Кроме того, в работе с оптовиками ни один производитель не застрахован от такой ситуации: предприятие рассчитывает на продажу своей продукции в том регионе, где «прописан» оптовый покупатель, а он, в свою очередь, «сливает» товар совсем в другое место. При этом оптовик получает продукцию по очень выгодной цене, а производитель обнаруживает на полках магазинов только продукцию своих конкурентов. Таким образом, работая до 2004 г. с оптовыми компаниями, мы не могли решать проблему представленности в стратегически важных для нас регионах, к которым мы, помимо Южного федерального округа, относим еще и Москву, и Центральный федеральный округ. В этом году мы через свои центры прямой дистрибьюции начали активно работать с контролируемыми каналами сбыта и с авторизированными дистрибьюторами, выполняющими требования хранения продукции. Курица замороженная, а тем более охлажденная - товар специфический. Несоблюдение порядка хранения и транспортировки критично для ее качества. А потребитель ассоциирует качество продукта только с его производителем, исключая возможное негативное влияние продавца. Мы несколько раз сталкивались с такими ситуациями, когда приходилось выяснять, на каком этапе произошло ухудшение качества нашего товара: на производстве или у оптовика на складе? На сегодняшний день, у нас открыты 5 центров прямой дистрибьюции - в Майкопе, Краснодаре, Невинномысске, Ростове-на-Дону и Москве.
Сосредоточенность в Южном федеральном округе объясняется потребительскими предпочтениями жителей этого региона. На юге России доля мяса птицы занимает на 1/3 больше места в потребительской корзине по сравнению со среднестатистической.
- С какими торговыми сетями вы работаете?
- Сейчас наша продукция есть в Metro Cash&Carry, «Ашане», «Дикси», «Магните». Для производителя работа с сетями - это не только взаимовыгодное партнерство, гарантирующее большие объемы продаж, но и тест на профпригодность. Требования, скажем, Metro или «Ашана» зачастую жестче, чем ГОСТа, так как для них ключевым критерием успеха является лояльность конечных потребителей. Если производитель умеет соблюсти все требования сетей, то можно быть уверенным, что качество сервиса производителя и качество его продукции будут соответствовать всем требованиям клиентов.
- Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в российском птицепроме? Ваш прогноз ситуации в отрасли на ближайшие 2-5 лет?
- У этого сегмента рынка есть 2 специфических момента, взаимосвязанных друг с другом. Первый - отсутствие ярко выраженного федерального лидера-производителя при наличии нескольких крупных птицеводческо-перерабатывающих комплексов (доля каждого из них не превышает 5% рынка промышленного мяса птицы). Второй - отсутствие лидирующей в сознании потребителя торговой марки.
Масштаб имеет значение не только в плане снижения производственных издержек, но и затрат на создание и развитие торговой марки. Наиболее успешные сегодня производители мяса птицы либо являются составной частью агропромышленных холдингов, родственных с определенными финансовыми группировками, либо вертикально-интегрированным бизнесом. При этом все игроки действуют уверенно в рамках 1 как минимум и 3 как максимум регионов. Выйти на федеральный уровень сможет лишь тот произпроизводитель, который заставит потребителя ставить знак равенства между словом «курица» и названием своей торговой марки.
- Сергей Адольфович, устраивает ли вас законодательная база, способствует ли она развитию бизнеса?
- Любой закон есть набор компромиссов, так как он должен учитывать интересы и государства, и бизнеса, и каждого конкретного человека, а эти интересы, на мой взгляд, не всегда совпадают. Задача государства заключается не только в наполнении продуктовых корзин россиян, но и в обеспечении их работой, а бюджет - налоговыми поступлениями. В этой связи давайте внимательно посмотрим на действия государства в рамках, скажем, таможенного администрирования.
Сейчас профильные министерства практически согласовали ряд налоговых послаблений для организаций и предприятий, которые собираются ввозить на территорию РФ высокотехнологичное оборудование. Изменение порядка возврата НДС, упрощение процедуры предоставления таможенных льгот позволят значительно повысить шансы российских сельхозпроизводителей и переработчиков создать современные мощности в аграрном секторе российской экономики, что особенно актуально перед вступлением России в ВТО. Немаловажным потенциальным фактором ускорения развития отечественного переработчика я считаю и планы правительства по упрощению процедуры сертификации нового оборудования.
Если инициативы в этих областях получат статус закона с февраля 2006 г., то, кроме всего прочего, они улучшат и положение с привлечением аграриями инвестиций. Пока же существующее законодательство было нечувствительно к такой особенности отрасли, как длительные сроки окупаемости вложенных средств. А ведь создание современных высокотехнологичных сельскохозяйственных производственных комплексов требует и большого количества «длинных» денег. Вокруг импорта продукции из мяса птицы складывается несколько иная ситуация. В 2006 г. разрешен ее внеквотный ввоз на территорию РФ. Государство, таким образом, оставило импортерам лазейку для поставок вне квот, что может оказать отрицательное влияние на развитие отечественного мясопроизводителя. Цифру, отражающую количество поставляемого в будущем году в Россию внеквотного мяса, спрогнозировать практически невозможно, что еще может и оказать влияние на изменение расклада сил, и снижает прозрачность этого сегмента рынка.
Наталья Баталова
ГАП «Ресурс» представляет собой вертикально-интегрированную структуру, в состав которой входят: 2 комбикормовых завода, 10 племенных и бройлерных предприятий, 2 птицеперерабатывающих комплекса, имеющих текущую совокупную мощность до 6 тыс. т продукции в месяц. Основные виды деятельности: выращивание необходимых для изготовления комбикорма зерновых и технических с/х культур, производство комбикорма и концентратов, выращивание цыплят-бройлеров, переработка птицы, производство замороженной и охлажденной продукции из мяса птицы. В настоящее время группа агропредприятий «Ресурс» разрабатывает программу реконструкции недавно приобретенного Невинномысского птицеперерабатывающего комплекса. Модернизация подразумевает замену технологического оборудования и переход на ресурсосберегающие технологии,
и позволит довести совокупный объем производимой группой продукции из мяса птицы до 100 тыс. т к 2008 г. (на сегодня - 30 тыс. т).
------------------------------------------------------------------------------------
Источник
СФЕРА: Ингредиенты. Оборудование. Упаковка. Технологии - мясо, мясопереработка № 1 (27) 2006
------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------
МЯСНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ В 2004 ГОДУ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ.
В 90-е гг. объемы производства мяса во всех категориях хозяйств ежегодно сокращались и в 1999 г. достигли своего нижнего предела—4,31 млн. т. В последующие годы производство стабилизировалось и составило в среднем 4,69 млн. т в год. Реализация скота и птицы во всех категориях хозяйств (в убойной массе) за последние 5 лет выросла с 4,31 млн т в 1999 г. до 4,93 млн т (оценка) в 2004 г., что составляет 14,4%. При этом тенденция роста объема реализации наблюдается в крупнотоварном производстве — сельхоз-предприятиях при одновременном снижении в этой категории хозяйств поголовья как крупного рогатого скота, так и свиней. Это говорит о сокращении ресурсов сырья отечественного производства для промышленной переработки на предприятиях мясной промышленности.
------------------------------------------------------------------------------------
Источник
Мясная индустрия № 3 2005
------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------
По данным Института аграрного маркетинга (ИАМ), объем производства мяса птицы рос два года подряд: в 2002 году - на 12%, в 2003 году - еще на 15%. Из общего объема потребленного мяса птицы в России в прошлом году (около 2 млн. тонн), примерно половина пришлась на российскую продукцию. Что касается птицеводства, то численность всех видов птицы в сельхозпредприятиях по состоянию на 1 января 2004 года снизилась на 0,2% и составила 216 млн. птиц. В соответствии с потребительским спросом в поголовье птицы продолжала увеличиваться доля мясных пород, и сокращаться - яичных. По прогнозу Центра экономической конъюнктуры (ЦЭК) при Правительстве РФ, общая численность КРС в 2004 году уменьшится на 900 тыс. голов или на 4%. Также ожидается дальнейшее сокращение поголовья свиней - на 300 тыс. голов или на 3%.
------------------------------------------------------------------------------------
СТРАУСЫ ИДУТ
Сегодня мысль о промышленном разведении страусов в России кажется чем-то безумным: действительно, каким образом птица, неприспособленная к суровым российским условиям, может составить сколь-нибудь существенную конкуренцию отечественным курам, свиньям и коровам? А ведь если оглянутся на зарубежный опыт, оказывается, что нет ничего невозможного: в Финляндии страусы давно стали перспективным бизнесом. Страусиные фермы на востоке этого северного государства, к слову сказать, недалеко от границы с Россией, приносят местным крестьянам существенные прибыли. А что же у нас?
Преимущества страусов
Почему страусы в промышленном отношении перспективнее других видов мясных животных? Во-первых, разведение страусов — это практически безотходное производство. Вы когда-нибудь видели сапоги из куриной кожи? А куртки на рыбьем меху? Вряд ли. А вот в случае со страусом в ход идет все: мясо, яйца, перья, кожа. Кожу страуса, по сравнению со свиной и говяжьей, отличают высокие потребительские качества: износостойкость, гибкость, устойчивость к намоканию. Кроме того, сама по себе фактура страусиной кожи весьма оригинальна и, по своей уникальности, сравнима с высоко ценящейся на мировом рынке крокодильей кожей, а это не может не привлекать дизайнеров из индустрии моды. Во-вторых, страусиное мясо уникально: от других видов мяса его отличает рекордно низкое содержание холестерина не более 34 мг на 100 г, причем набор необходимых в рационе человека белков невероятно широк, а само содержание белка и аминокислот составляет около 22 процентов. Рыночного веса страусы достигают уже через 12 месяцев после рождения и дают до 1,5 тонн мяса и порядка 50 кв. метров кожи. Отдельная статья производства – страусиные яйца. Пусть самка страуса не столь плодовита, по сравнению с все той же курицей, и приносит не более 60 яиц в год, весит каждое яйцо до полутора килограммов и имеет до 15 см в диаметре. При этом яйцо содержит на порядок меньше жирных кислот, что не может не заинтересовать дам, следящих за фигурой. Помимо всего вышеперечисленного, определенную прибыль разводчикам страусов приносят туристы: если куриные, коровьи и уж тем паче свиные фермы навряд ли привлекут внимание заезжих посетителей, то страусы нам в диковинку. Для справки: экскурсия на страусиную ферму в Подмосковье стоит порядка десяти долларов США.
Премиальность
Однако, несмотря на все вышеперечисленные плюсы страусов, найти страусиное мясо в широкой продаже практически невозможно. Мясо страуса распространено недостаточно широко и не пользуется широким спросом. Почему? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Во-первых, страусоводство — это совершенно новая отрасль: «Я занимаюсь исключительно традиционными видами мясной промышленности и страусы для меня абсолютно новый, незнакомый сегмент», — комментирует глава московского офиса компании «Европоставка» Сергей Литошко. Во-вторых, определенную роль играет консерватизм отечественного покупателя. Страусиное мясо воспринимается как верх экзотики и убедить простых домохозяек в том, что оно ни чем не хуже свиного или говяжьего практически невозможно. Потенциальные покупатели страусиного мяса — это зачастую люди, следящие за своим здоровьем и скрупулезно подходящие к своему рациону: на преимущества страусиного мяса обратят внимание скорее те, кто склонен подсчитывать каждую калорию, каждую каплю жира и количество холестерина с точностью до миллиграмма. Потребители такого рода готовы по нескольку часов искать нужный товар в супермаркете и не склонны смотреть на ценники. Вторая категория возможных покупателей страусиного мяса представляет собой утонченных гурманов, для которых употребление пищи процесс творческий, те, кто будет подолгу сидеть в ресторане, разглядывая меню, мучить официантов расспросами о содержании и способах приготовления того или иного блюда. «Страусиное мясо — это весьма узкий сегмент. Навряд ли у страусов будет высокий уровень продаж. Скорее всего, они могут быть представлены в качестве ассортиментного товара в дорогих супермаркетах или в ресторанах. По нашим оценкам в Москве около 20 ресторанов продают страусиное мясо», — говорит Сергей Литошко. Иными словами, страусиное мясо — это продукция группы премиум, дорогая и экзотичная, на которой невозможно сделать прибыль с оборота. Соответственно в широкую продажу она может быть выпущена только посредством небольших по объему эксклюзивных поставок и приносить прибыль исключительно за счет высокой наценки, своего рода платы за экзотическую и вместе с тем здоровую пищу. Сегодня цены на страусиное мясо составляют порядка 500 рублей за килограмм. Возможно, с поступлением страусов в супермаркеты оно несколько подешевеет, но незначительно. «Страусы всегда были и, скорее всего, останутся дорогим премиальным товаром», — утверждает Сергей Литошко
Нет ничего невозможного
Вместе с тем, если учесть, что в Европе производство страусов поставлено на широкую ногу, то нет ничего невозможного. Вполне вероятно, что через пять-десять лет страусы перестанут быть в диковинку: достаточно выносливые, дающие много ценного мяса, кожи и яиц животные представляют собой достаточно перспективный товар. В конце концов, столетие назад мороженное тоже было премиальным товаром. Так что, вероятно, через несколько лет страусами начнут торговать и в дискаунтерах, и на колхозных рынках, но, по оценкам экспертов, если это время и наступит, то в любом случае нескоро. Но нет ничего невозможного.
------------------------------------------------------------------------------------
Источник
Интернет-журнал Meat
------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------
С 1965 по 1975 гг. было введено в строй 675 птицефабрик, 277 птицесовхозов, 66 племенных заводов, 631 инкубаторно-птицеводческая станция. Развитие и совершенствование организационных форм отрасли осуществлялось на основе узкой специализации хозяйств по производству яиц, мяса бройлеров, уток, индеек, гусей. Организация системы племенных хозяйств, создание новых отечественных и завоз импортных кроссов птицы позволили заменить низкопродуктивную птицу на линейную и использовать для получения яиц и мяса только гибридную птицу (кросс), которая по сравнению с чистопородной и линейной при одинаковых условиях дает на 25-30 % больше продукции.
Российские ученые и специалисты птицеводческих хозяйств разработали основы принципиально новой технологии круглогодичного воспроизводства птицы, выращивания молодняка и содержания кур в клетках. Важную роль в развитии птицеводства сыграло увеличение производства комбикормов, переход на кормление сухими кормосмесями, сбалансированными по обменной энергии, комплексу питательных и биологически активных веществ.
В результате значительно возросло поголовье всех видов птицы:к 1975 г. поголовье кур увеличилось в 7,2 раза, уток — в 10 раз, а продуктивность выросла в 2 раза. За счет роста поголовья и продуктивности существенно увеличилось валовое производство продукции яиц (в 8 раз) и мяса птицы (в 6,9 раза).
Практически впервые была создана отрасль мясного птицеводства. За 10 лет (1965-1975 гт.) производство мяса бройлеров в стране возросло в 70 раз.
Увеличение мощностей птицеводческих хозяйств на основе коренного улучшения технологии производства сделало отрасль более рентабельной: возросло валовое производство и снизились материальные затраты.
Значительно улучшилось качество продукции птицеводства. Решена проблема повышения биологической полноценности кормов, производства отечественных витаминов, аминокислот, ферментов, минеральных веществ; разработаны методы использования растительных и синтетических препаратов, заменяющих белок животного происхождения, отходов мукомольной, молочной, мясоперерабатывающей, кожевенной и других отраслей промышленности.
------------------------------------------------------------------------------------
Источник
Экспертиза мяса птицы, яиц и продуктов их переработки. Качество и безопасность [Текст]: учеб.-справ. пособие / В. М. Позняковский, О. А. Рязанова, К. Я. Мотовилов; под общ. ред. В. М. Позняковского. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. — 216 е., ил. — (Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья).
ISBN 5-94087-242-5
------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------
[shadow=red]Есть две темы на этом форуме: Выращивание КРС, Свиней, однако нет развернутого обсуждения ни выращивания птицы, ни тонкостей её промпереработки. Нет на форуме и характеристики мяса птицы и МПМО. Притом, что из вышеприведенного материала видно, что мясо птицы в сырьевом отделении скоро встанет в один ряд с говядиной и свининой. В Америке в цехах при птицекомбинатах перерабатывается порядка 70 % тушек. Товарищи, нужно догнать и перегнать!
Arnold[/shadow]
------------------------------------------------------------------------------------
РЫНОК МЯСА КУРИЦЫ ЕЩЕ НЕ СФОРМИРОВАН
Потребление курицы (во всяком случае, куриных окорочков) в нашей стране вполне сопоставимо с потреблением мяса. Однако до сих пор на этом рынке нет ни одного популярного бренда.
Курица - универсальный продукт, пригодный и для ежедневного употребления, и для праздничного стола. По мнению потребителей, покупка курицы - возможность решить одновременно ряд вопросов, связанных с обеспечением нужд семьи.
Выбор между мясом курицы и мясом какой-либо другой птицы, как видно из таблицы, совершается в пользу курицы. Предпочтения российских потребителей вполне объяснимы: мясо индейки отличается специфическим вкусом, мясо гуся или утки отличается повышенной жирностью. К тому же, если на основе мяса этих птиц и можно приготовить более 5-6 блюд, то в большинстве случаев россияне об этом не осведомлены. Поэтому курица обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другой птицей. С точки зрения россиян, мясо курицы - легкое, поэтому оно пригодно для диетического питания; отварная курица - компонент многих диет, поэтому подходит для сторонников здорового образа жизни и желающих похудеть. Курица - одновременно и традиционная еда, и основа для приготовления каких-либо блюд других национальных кухонь (сациви, окорочка по-мексикански и т. д.). Ее можно использовать как для простейших блюд, не требующих особых затрат и усилий, так и для кулинарных экспериментов.
Наибольшей популярностью пользуются в нашей стране куриные окорочка. Потребители мотивируют свои предпочтения потребления курицы именно в таком виде тем, что окорочка более удобны в приготовлении. Во-первых, куриная ножка, по традиции, считается наиболее лакомой и привлекательной частью курицы; во-вторых, покупая окорочка, домохозяйки избавляются от хлопот, связанных с разделкой тушки. В-третьих, покупка окорочков позволяет либо точно рассчитать количество порций, либо приготовить еду с учетом вкусов всех членов семьи. Целиком куриную тушку покупают, как правило, либо домохозяйки с экономной стратегией ведения хозяйства, либо в исключительных случаях - для праздничного стола.
В первом случае покупка куриной тушки - возможность приготовить несколько блюд одновременно, во втором – блеснуть кулинарными талантами. При выборе между импортной и отечественной птицей россияне отдают безусловное предпочтение продукции отечественных производителей. К курам импортных производителей россияне относятся настороженно. Куры отечественных производителей обладают, по мнению потребителей, более привлекательным внешним видом, они более свежие и не вызывают ощущения ненатуральности. Вообще, внешний вид курицы является основным фактором выбора куриной тушки: по нему потребители судят о качестве. Требования к внешнему виду тушки можно сформулировать так: «идеальная» курица должна быть светлой, розоватого цвета, без синевы и желтизны.
Такой цвет тушки дает представителям целевой группы ощущение свежести продукта. Конкурентным преимуществом отечественных производителей на рынке является и присутствие в ассортименте не только замороженной, но и охлажденной продукции, поскольку охлажденное мясо (в том числе и мясо кур) традиционно считается лучшим. Следует учесть и тот факт, что курица, как и мясо, относится к продуктам с ограниченным сроком хранения, поэтому продукция местных производителей вызывает большее доверие.
------------------------------------------------------------------------------------
РЕДКАЯ ПТИЦА ДОЛЕТИТ ДО СЕРЕДИНЫ РОССИИ
ГАП «Ресурс» - одна из крупнейших компаний по выращиванию и переработке мяса курицы в России. Она появилась всего 3 года назад, но уже успела занять значительную долю рынка в своем сегменте. О том, как удалось добиться таких результатов, рассказывает генеральный директор группы агропредприятий Сергей Белопашенцев.
- Сергей Адольфович, за последние полтора года объем производства продукции Вашей компании вырос почти в 5 раз. Связано ли это с выбором вертикально-интегрированной структуры построения бизнеса и с объединением предприятий?
- Объединение было единственно возможным условием развития.
Рентабельность предприятий на тот момент не перекрывала инфляцию, не позволяла вкладываться в развитие производства, а нестабильная ситуация с ценами на зерно и кормами держала большинство фабрик в состоянии, близкому к кризисному.
Было понятно, что ключ к повышению рентабельности - это создание эффективной структуры управления, объединяющей усилия нескольких предприятий, наличие собственной сырьевой базы, внедрение новых технологий выращивания и переработки птицы. Что дало нам объединение? Первое - это резкое снижение трансакционных издержек; второе - полный контроль над всеми звеньями в производственной цепочке, третье - максимально возможный контроль за качеством той продукции, которую покупатель кладет в свою сумку в торговой точке. Вопросы создания управленческой системы и технологической базы мы решали параллельно. Произвели реорганизацию управленческой структуры, создав управляющую компанию. Чтобы не снизить эффективность управления технологическими процессами, выделили бизнес-направления. Получилась достаточно сложная управленческая матрица, при которой инвестиционная, финансовая, маркетинговая и кадровая политики на каждом из предприятий унифицированы.
И при этом осуществляется полный оперативный контроль над всеми звеньями производственных циклов. Затем мы переподчинили производство маркетингу - для создания объема и ассортимента продукции, который нужен клиентам. Качество конечного продукта определяется многими факторами, в том числе и качеством живого поголовья. Поэтому мы перевели племенную работу на линию кросс Ross-308 известной шотландской фирмы AVIAGEN, создали свое родительское стадо.
Затем мы поэтапно реконструировали племенные и бройлерные хозяйства: срок выращивания бройлеров теперь не превышает 42 дней. Параллельно увеличивали объем переработки: оснастили птицеперерабатывающий комплекс в Майкопе современными линиями потрошения, разделки и глубокой переработки продукции, а также установили автоматическое оборудование для взвешивания, упаковки и маркировки продукции.
- Какую продукцию для конечного потребителя вы производите?
- Мы производим тушку курицы и ее части. Рынок разделки птицы в России составляет приблизительно около трети общего объема продукции, производимого отечественными птицефабриками. Поэтому сегмент «разделки» точно так же зависит от импорта, как и весь российский рынок мяса птицы. Основной конкурент для российских производителей в этом сегменте - американский окорок, который до сих пор пользуется спросом у наших потребителей. Причины успеха - потребительская привычка, поскольку окорочка - один из первых доступных продуктов из мяса птицы, который появился на постсоветском пространстве. Для того чтобы эффективно продавать и тушку, и разделку, необходимо учитывать несколько факторов: например, сезонность.
И изменять процентное соотношение тушка-разделка несколько раз в год. К примеру, если к середине года соотношение может быть равным, то в конце увеличивается потребление разделки. Это связано с тем, что в холодное время года люди стараются покупать больше мяса, но не всегда есть время готовить целую курицу.
Количество членов семьи - это второй фактор. В Центральном федеральном округе семьи небольшие, там покупают уже разделанную курицу. В Южном федеральном округе, где состав семьи, по традиции, больше, пользуется спросом целая курица. Увеличение популярности разделки объясняется еще и тем, что повышается уровень дохода россиян. Увеличение платежеспособности меняет потребительские предпочтения: люди чаще выбирают не замороженное, а охлажденное мясо, уже разделанное на окорок, бедро, голень, грудку, филе. В среднем, процент спроса на охлажденную разделанную продукцию выше процентов на 15-20, чем на замороженную.
- Вы подошли к тому этапу, когда остро встает проблема реализации продукции...
- До 2004 г. весь объем производимой продукции мы реализовывали через крупные оптовые компании. Как я уже сказал, за последние полтора года мы резко - практически в 5 раз - увеличили объем производимой продукции. Решение о создании собственной дистрибьюторской сети было принято после оценки существующих каналов сбыта и перспектив их развития.
В оптовых каналах сбыта невозможно выявить конечного потребителя, поэтому и нет возможности осуществлять коммуникации с потребителем. А в контролируемых каналах, к которым мы относим сетевую розницу, предприятия HoReCa, розничные магазины, поставщик имеет возможность не только продавать, но и продвигать свою продукцию, стимулируя покупательский спрос.
Работая с оптовиками даже по небольшим объемам продукции, мы пришли к выводу, что оптовик заинтересован в максимально быстрой отдаче от своих вложений и в максимальной марже. Контролируемые каналы сбыта заинтересованы в максимально долгом и комфортном сотрудничестве.
Кроме того, в работе с оптовиками ни один производитель не застрахован от такой ситуации: предприятие рассчитывает на продажу своей продукции в том регионе, где «прописан» оптовый покупатель, а он, в свою очередь, «сливает» товар совсем в другое место. При этом оптовик получает продукцию по очень выгодной цене, а производитель обнаруживает на полках магазинов только продукцию своих конкурентов. Таким образом, работая до 2004 г. с оптовыми компаниями, мы не могли решать проблему представленности в стратегически важных для нас регионах, к которым мы, помимо Южного федерального округа, относим еще и Москву, и Центральный федеральный округ. В этом году мы через свои центры прямой дистрибьюции начали активно работать с контролируемыми каналами сбыта и с авторизированными дистрибьюторами, выполняющими требования хранения продукции. Курица замороженная, а тем более охлажденная - товар специфический. Несоблюдение порядка хранения и транспортировки критично для ее качества. А потребитель ассоциирует качество продукта только с его производителем, исключая возможное негативное влияние продавца. Мы несколько раз сталкивались с такими ситуациями, когда приходилось выяснять, на каком этапе произошло ухудшение качества нашего товара: на производстве или у оптовика на складе? На сегодняшний день, у нас открыты 5 центров прямой дистрибьюции - в Майкопе, Краснодаре, Невинномысске, Ростове-на-Дону и Москве.
Сосредоточенность в Южном федеральном округе объясняется потребительскими предпочтениями жителей этого региона. На юге России доля мяса птицы занимает на 1/3 больше места в потребительской корзине по сравнению со среднестатистической.
- С какими торговыми сетями вы работаете?
- Сейчас наша продукция есть в Metro Cash&Carry, «Ашане», «Дикси», «Магните». Для производителя работа с сетями - это не только взаимовыгодное партнерство, гарантирующее большие объемы продаж, но и тест на профпригодность. Требования, скажем, Metro или «Ашана» зачастую жестче, чем ГОСТа, так как для них ключевым критерием успеха является лояльность конечных потребителей. Если производитель умеет соблюсти все требования сетей, то можно быть уверенным, что качество сервиса производителя и качество его продукции будут соответствовать всем требованиям клиентов.
- Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в российском птицепроме? Ваш прогноз ситуации в отрасли на ближайшие 2-5 лет?
- У этого сегмента рынка есть 2 специфических момента, взаимосвязанных друг с другом. Первый - отсутствие ярко выраженного федерального лидера-производителя при наличии нескольких крупных птицеводческо-перерабатывающих комплексов (доля каждого из них не превышает 5% рынка промышленного мяса птицы). Второй - отсутствие лидирующей в сознании потребителя торговой марки.
Масштаб имеет значение не только в плане снижения производственных издержек, но и затрат на создание и развитие торговой марки. Наиболее успешные сегодня производители мяса птицы либо являются составной частью агропромышленных холдингов, родственных с определенными финансовыми группировками, либо вертикально-интегрированным бизнесом. При этом все игроки действуют уверенно в рамках 1 как минимум и 3 как максимум регионов. Выйти на федеральный уровень сможет лишь тот произпроизводитель, который заставит потребителя ставить знак равенства между словом «курица» и названием своей торговой марки.
- Сергей Адольфович, устраивает ли вас законодательная база, способствует ли она развитию бизнеса?
- Любой закон есть набор компромиссов, так как он должен учитывать интересы и государства, и бизнеса, и каждого конкретного человека, а эти интересы, на мой взгляд, не всегда совпадают. Задача государства заключается не только в наполнении продуктовых корзин россиян, но и в обеспечении их работой, а бюджет - налоговыми поступлениями. В этой связи давайте внимательно посмотрим на действия государства в рамках, скажем, таможенного администрирования.
Сейчас профильные министерства практически согласовали ряд налоговых послаблений для организаций и предприятий, которые собираются ввозить на территорию РФ высокотехнологичное оборудование. Изменение порядка возврата НДС, упрощение процедуры предоставления таможенных льгот позволят значительно повысить шансы российских сельхозпроизводителей и переработчиков создать современные мощности в аграрном секторе российской экономики, что особенно актуально перед вступлением России в ВТО. Немаловажным потенциальным фактором ускорения развития отечественного переработчика я считаю и планы правительства по упрощению процедуры сертификации нового оборудования.
Если инициативы в этих областях получат статус закона с февраля 2006 г., то, кроме всего прочего, они улучшат и положение с привлечением аграриями инвестиций. Пока же существующее законодательство было нечувствительно к такой особенности отрасли, как длительные сроки окупаемости вложенных средств. А ведь создание современных высокотехнологичных сельскохозяйственных производственных комплексов требует и большого количества «длинных» денег. Вокруг импорта продукции из мяса птицы складывается несколько иная ситуация. В 2006 г. разрешен ее внеквотный ввоз на территорию РФ. Государство, таким образом, оставило импортерам лазейку для поставок вне квот, что может оказать отрицательное влияние на развитие отечественного мясопроизводителя. Цифру, отражающую количество поставляемого в будущем году в Россию внеквотного мяса, спрогнозировать практически невозможно, что еще может и оказать влияние на изменение расклада сил, и снижает прозрачность этого сегмента рынка.
Наталья Баталова
ГАП «Ресурс» представляет собой вертикально-интегрированную структуру, в состав которой входят: 2 комбикормовых завода, 10 племенных и бройлерных предприятий, 2 птицеперерабатывающих комплекса, имеющих текущую совокупную мощность до 6 тыс. т продукции в месяц. Основные виды деятельности: выращивание необходимых для изготовления комбикорма зерновых и технических с/х культур, производство комбикорма и концентратов, выращивание цыплят-бройлеров, переработка птицы, производство замороженной и охлажденной продукции из мяса птицы. В настоящее время группа агропредприятий «Ресурс» разрабатывает программу реконструкции недавно приобретенного Невинномысского птицеперерабатывающего комплекса. Модернизация подразумевает замену технологического оборудования и переход на ресурсосберегающие технологии,
и позволит довести совокупный объем производимой группой продукции из мяса птицы до 100 тыс. т к 2008 г. (на сегодня - 30 тыс. т).
------------------------------------------------------------------------------------
Источник
СФЕРА: Ингредиенты. Оборудование. Упаковка. Технологии - мясо, мясопереработка № 1 (27) 2006
------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------
МЯСНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ В 2004 ГОДУ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ.
В 90-е гг. объемы производства мяса во всех категориях хозяйств ежегодно сокращались и в 1999 г. достигли своего нижнего предела—4,31 млн. т. В последующие годы производство стабилизировалось и составило в среднем 4,69 млн. т в год. Реализация скота и птицы во всех категориях хозяйств (в убойной массе) за последние 5 лет выросла с 4,31 млн т в 1999 г. до 4,93 млн т (оценка) в 2004 г., что составляет 14,4%. При этом тенденция роста объема реализации наблюдается в крупнотоварном производстве — сельхоз-предприятиях при одновременном снижении в этой категории хозяйств поголовья как крупного рогатого скота, так и свиней. Это говорит о сокращении ресурсов сырья отечественного производства для промышленной переработки на предприятиях мясной промышленности.
------------------------------------------------------------------------------------
Источник
Мясная индустрия № 3 2005
------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------
По данным Института аграрного маркетинга (ИАМ), объем производства мяса птицы рос два года подряд: в 2002 году - на 12%, в 2003 году - еще на 15%. Из общего объема потребленного мяса птицы в России в прошлом году (около 2 млн. тонн), примерно половина пришлась на российскую продукцию. Что касается птицеводства, то численность всех видов птицы в сельхозпредприятиях по состоянию на 1 января 2004 года снизилась на 0,2% и составила 216 млн. птиц. В соответствии с потребительским спросом в поголовье птицы продолжала увеличиваться доля мясных пород, и сокращаться - яичных. По прогнозу Центра экономической конъюнктуры (ЦЭК) при Правительстве РФ, общая численность КРС в 2004 году уменьшится на 900 тыс. голов или на 4%. Также ожидается дальнейшее сокращение поголовья свиней - на 300 тыс. голов или на 3%.
------------------------------------------------------------------------------------
СТРАУСЫ ИДУТ
Сегодня мысль о промышленном разведении страусов в России кажется чем-то безумным: действительно, каким образом птица, неприспособленная к суровым российским условиям, может составить сколь-нибудь существенную конкуренцию отечественным курам, свиньям и коровам? А ведь если оглянутся на зарубежный опыт, оказывается, что нет ничего невозможного: в Финляндии страусы давно стали перспективным бизнесом. Страусиные фермы на востоке этого северного государства, к слову сказать, недалеко от границы с Россией, приносят местным крестьянам существенные прибыли. А что же у нас?
Преимущества страусов
Почему страусы в промышленном отношении перспективнее других видов мясных животных? Во-первых, разведение страусов — это практически безотходное производство. Вы когда-нибудь видели сапоги из куриной кожи? А куртки на рыбьем меху? Вряд ли. А вот в случае со страусом в ход идет все: мясо, яйца, перья, кожа. Кожу страуса, по сравнению со свиной и говяжьей, отличают высокие потребительские качества: износостойкость, гибкость, устойчивость к намоканию. Кроме того, сама по себе фактура страусиной кожи весьма оригинальна и, по своей уникальности, сравнима с высоко ценящейся на мировом рынке крокодильей кожей, а это не может не привлекать дизайнеров из индустрии моды. Во-вторых, страусиное мясо уникально: от других видов мяса его отличает рекордно низкое содержание холестерина не более 34 мг на 100 г, причем набор необходимых в рационе человека белков невероятно широк, а само содержание белка и аминокислот составляет около 22 процентов. Рыночного веса страусы достигают уже через 12 месяцев после рождения и дают до 1,5 тонн мяса и порядка 50 кв. метров кожи. Отдельная статья производства – страусиные яйца. Пусть самка страуса не столь плодовита, по сравнению с все той же курицей, и приносит не более 60 яиц в год, весит каждое яйцо до полутора килограммов и имеет до 15 см в диаметре. При этом яйцо содержит на порядок меньше жирных кислот, что не может не заинтересовать дам, следящих за фигурой. Помимо всего вышеперечисленного, определенную прибыль разводчикам страусов приносят туристы: если куриные, коровьи и уж тем паче свиные фермы навряд ли привлекут внимание заезжих посетителей, то страусы нам в диковинку. Для справки: экскурсия на страусиную ферму в Подмосковье стоит порядка десяти долларов США.
Премиальность
Однако, несмотря на все вышеперечисленные плюсы страусов, найти страусиное мясо в широкой продаже практически невозможно. Мясо страуса распространено недостаточно широко и не пользуется широким спросом. Почему? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Во-первых, страусоводство — это совершенно новая отрасль: «Я занимаюсь исключительно традиционными видами мясной промышленности и страусы для меня абсолютно новый, незнакомый сегмент», — комментирует глава московского офиса компании «Европоставка» Сергей Литошко. Во-вторых, определенную роль играет консерватизм отечественного покупателя. Страусиное мясо воспринимается как верх экзотики и убедить простых домохозяек в том, что оно ни чем не хуже свиного или говяжьего практически невозможно. Потенциальные покупатели страусиного мяса — это зачастую люди, следящие за своим здоровьем и скрупулезно подходящие к своему рациону: на преимущества страусиного мяса обратят внимание скорее те, кто склонен подсчитывать каждую калорию, каждую каплю жира и количество холестерина с точностью до миллиграмма. Потребители такого рода готовы по нескольку часов искать нужный товар в супермаркете и не склонны смотреть на ценники. Вторая категория возможных покупателей страусиного мяса представляет собой утонченных гурманов, для которых употребление пищи процесс творческий, те, кто будет подолгу сидеть в ресторане, разглядывая меню, мучить официантов расспросами о содержании и способах приготовления того или иного блюда. «Страусиное мясо — это весьма узкий сегмент. Навряд ли у страусов будет высокий уровень продаж. Скорее всего, они могут быть представлены в качестве ассортиментного товара в дорогих супермаркетах или в ресторанах. По нашим оценкам в Москве около 20 ресторанов продают страусиное мясо», — говорит Сергей Литошко. Иными словами, страусиное мясо — это продукция группы премиум, дорогая и экзотичная, на которой невозможно сделать прибыль с оборота. Соответственно в широкую продажу она может быть выпущена только посредством небольших по объему эксклюзивных поставок и приносить прибыль исключительно за счет высокой наценки, своего рода платы за экзотическую и вместе с тем здоровую пищу. Сегодня цены на страусиное мясо составляют порядка 500 рублей за килограмм. Возможно, с поступлением страусов в супермаркеты оно несколько подешевеет, но незначительно. «Страусы всегда были и, скорее всего, останутся дорогим премиальным товаром», — утверждает Сергей Литошко
Нет ничего невозможного
Вместе с тем, если учесть, что в Европе производство страусов поставлено на широкую ногу, то нет ничего невозможного. Вполне вероятно, что через пять-десять лет страусы перестанут быть в диковинку: достаточно выносливые, дающие много ценного мяса, кожи и яиц животные представляют собой достаточно перспективный товар. В конце концов, столетие назад мороженное тоже было премиальным товаром. Так что, вероятно, через несколько лет страусами начнут торговать и в дискаунтерах, и на колхозных рынках, но, по оценкам экспертов, если это время и наступит, то в любом случае нескоро. Но нет ничего невозможного.
------------------------------------------------------------------------------------
Источник
Интернет-журнал Meat
------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------
С 1965 по 1975 гг. было введено в строй 675 птицефабрик, 277 птицесовхозов, 66 племенных заводов, 631 инкубаторно-птицеводческая станция. Развитие и совершенствование организационных форм отрасли осуществлялось на основе узкой специализации хозяйств по производству яиц, мяса бройлеров, уток, индеек, гусей. Организация системы племенных хозяйств, создание новых отечественных и завоз импортных кроссов птицы позволили заменить низкопродуктивную птицу на линейную и использовать для получения яиц и мяса только гибридную птицу (кросс), которая по сравнению с чистопородной и линейной при одинаковых условиях дает на 25-30 % больше продукции.
Российские ученые и специалисты птицеводческих хозяйств разработали основы принципиально новой технологии круглогодичного воспроизводства птицы, выращивания молодняка и содержания кур в клетках. Важную роль в развитии птицеводства сыграло увеличение производства комбикормов, переход на кормление сухими кормосмесями, сбалансированными по обменной энергии, комплексу питательных и биологически активных веществ.
В результате значительно возросло поголовье всех видов птицы:к 1975 г. поголовье кур увеличилось в 7,2 раза, уток — в 10 раз, а продуктивность выросла в 2 раза. За счет роста поголовья и продуктивности существенно увеличилось валовое производство продукции яиц (в 8 раз) и мяса птицы (в 6,9 раза).
Практически впервые была создана отрасль мясного птицеводства. За 10 лет (1965-1975 гт.) производство мяса бройлеров в стране возросло в 70 раз.
Увеличение мощностей птицеводческих хозяйств на основе коренного улучшения технологии производства сделало отрасль более рентабельной: возросло валовое производство и снизились материальные затраты.
Значительно улучшилось качество продукции птицеводства. Решена проблема повышения биологической полноценности кормов, производства отечественных витаминов, аминокислот, ферментов, минеральных веществ; разработаны методы использования растительных и синтетических препаратов, заменяющих белок животного происхождения, отходов мукомольной, молочной, мясоперерабатывающей, кожевенной и других отраслей промышленности.
------------------------------------------------------------------------------------
Источник
Экспертиза мяса птицы, яиц и продуктов их переработки. Качество и безопасность [Текст]: учеб.-справ. пособие / В. М. Позняковский, О. А. Рязанова, К. Я. Мотовилов; под общ. ред. В. М. Позняковского. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. — 216 е., ил. — (Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья).
ISBN 5-94087-242-5
------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------
[shadow=red]Есть две темы на этом форуме: Выращивание КРС, Свиней, однако нет развернутого обсуждения ни выращивания птицы, ни тонкостей её промпереработки. Нет на форуме и характеристики мяса птицы и МПМО. Притом, что из вышеприведенного материала видно, что мясо птицы в сырьевом отделении скоро встанет в один ряд с говядиной и свининой. В Америке в цехах при птицекомбинатах перерабатывается порядка 70 % тушек. Товарищи, нужно догнать и перегнать!
Arnold[/shadow]